28 августа в Сергиевом Посаде пройдут показы спектакля Ирины Криворуковой «Цветок на земле» (12+) по одноимённому рассказу Андрея Платонова. Сайт-специфик-постановку будут играть в сарае рядом с железной дорогой.
Работа над проектом, тогда ещё связанным с петербургскими локациями, началась в 2022 году, а нынешние показы в новом пространстве приурочены к юбилею автора: 28 августа исполняется 125 лет со дня рождения Андрея Платонова. Сегодня тексты этого трагически-актуального классика ХХ века, создателя уникальных художественных миров, нередко провоцируют театр выходить за пределы традиционных форм. В случае с постановкой «Цветок на земле» отправной точкой для такого выхода стал язык театра предмета: «Образы мироздания, вселенной, отдельных её элементов предстают в виде ожившей фрески — массивной движущейся декорации, — говорится в пресс-релизе. — Это проявленный мир, в котором начинают возникать силуэты персонажей, действующие лица. Они отделяются от общего полотна и начинают жить своей жизнью».
Режиссёр спектакля Ирина Криворукова — ученица Руслана Кудашова, и в этой постановке она во многом пользуется средствами фигуративного театра. В команде спектакля, которая объединена независимым проектом «Театральный квартирник», — художники, режиссёры и артисты театра кукол, приглашённые в проект Криворуковой из обеих столиц. Работает над постановкой и постоянный соавтор режиссёра Иван Заславец: как тандем они создали Научно-технологический театр, где артисты-роботы играют в спектаклях по классическим (пока что) текстам. И «Робот Костя», и «В учёном обществе» стали заметными театральными событиями последних сезонов и приняли участие в целом ряде фестивалей, а «Робот Костя» претендовал на «Золотую Маску — 2022» в номинации «Эксперимент».
Однако «Цветок на земле», несмотря на специально созданную для него конструкцию-«фреску», не делает акцента на технологичность. Хотя помимо пространства амбара 1950-х, где будут играть спектакль, для создателей важно и пространство за его пределами — железнодорожная станция поблизости. Если для Платонова поезда были почти живыми существами, то и авторы спектакля интегрируют такую двойственность восприятия в собственную мультижанровую работу.
О том, что увидят зрители за 40 минут действия, создатели рассказывают так: «Главный герой — маленький мальчик Афоня — изо всех сил старается пробудить своего Деда и узнать у него “про всё”. В первой части спектакля персонажи решены в виде “ликов”, составных частей “живого” полотна-декорации. Но в результате метаморфозы, когда дедушка наконец просыпается и они с внуком выходят на луг, мир меняется, становится трёхмерным, расширяется: Афоня познает мир. Мироздание трещит по швам, но с тем, чтобы потом снова собраться как мозаика в новом понимании и ощущении реальности.
Сам рассказ — это изящная философская притча о духовном преодолении НЕ-бытия через труд сердца и работу души. Пробираясь сквозь “первобытную” и необычную речь Платонова, мы хотим рассказать историю маленького человека, мучительно ищущего ответы на вопрос о смысле своего существования и о природе бытия. <…> В трудные времена проза Платонова помогает понять, как живётся человеку на изломе эпохи, в противоречивом государстве, но всё равно пытающемуся говорить о бессмертии, о труде и красоте».
Источник: oteatre.info